ФГОС дошкольное образование

 

На пороге преобразований
1. Каким должно быть дошкольное образование в целом?
2. Чего от дошкольного образования ожидают родители, каким видят воспитатели и что есть в действительности?
3. Чем вызвано введение нового образовательного стандарта для дошкольного образования?
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. 
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Во-вторых, мы 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. Новый Закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст. 44 Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»).
В-третьих, в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!
4. Почему некоторые специалисты считают Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  революционным?
 Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка. Это документ, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, потому что коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.
Впервые с введением ФГОС предъявляются требования к результату дошкольного образования, но это не оценивание того, чего достиг ребёнок, это социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования (у ребёнка развито воображение, он обладает установкой положительного отношения к миру, он инициативен, проявляет эмоции, любознательность, достаточно хорошо владеет речью и т.д.). В дошкольном образовании результат не отделим от процесса образования. Мы не можем вернуть плохо сделанный продукт. Поэтому в образовательном процессе и важно СОДЕЙСТВИЕ ребёнка и взрослого (педагогов и родителей). 
5. По новому стандарту детские сады продолжат готовить малышей к школе?
Если мы говорим о дошкольном образовании как о периоде подготовки ребёнка к школе, то мы должны понимать, что главная задача дошкольного учреждения – научить ребёнка хотеть учиться. Готовность к школе – это не только и не столькоумение считать, читать, писать. Это, прежде всего, понимание, что школа – это место где ребёнок научиться всему этому, где он приобретёт новых друзей, где он узнает много нового. А для этого ему нужно научиться быть внимательным, аккуратным, трудолюбивым, активным, уметь слушать и слышать взрослого, вычленять главное, понимать предложенную задачу, находить разные пути решения. Обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Это побочные продукты игровой деятельности, адекватной ребёнку дошкольного возраста. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика, который станет успешным лишь тогда, когда сам захочет учиться.
6. Какое значение в Стандарте отводится игре? Если по новому стандарту обучение детей будет проходить в игровой форме, не замедлит ли это процесс их взросления?
 Если мы говорим о реализации Программы дошкольного образования, то имеем в виду, что Стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка, в которой он помогает герою этой ситуации найти выход из сложившегося положения или выполнить задание таким образом, чтобы всем стало хорошо. Дошкольники всегда готовы к подвигам. Хоть на Луну полетят, лишь бы всем помочь (нарисуют морковки для голодных зайчат или составят предложения для письма Мамонтёнка его маме).   Главное, чтобы ребёнок понимал, что он делает и зачем ему это надо. Тогда он не просто добьётся результата, а будет понимать, что он уже в свои 3 или 5 лет успешен. 
7. Для того, чтобы работать по новому образовательному стандарту, придётся переучивать воспитателей? Как это будет организовано? И что изменится в подготовке студентов - будущих воспитателей?
С 1 января 2014 года Стандарт будет введён в действие. Но это не означает, что с 1 января все детские сады начнут работать по-новому. Для этого необходима большая подготовка. Потому что стандарт определяет требования к образовательным программам дошкольного образования, которых ещё нет, а без них мы не можем говорить о работе по ФГОС. Стандарт определяет требования к условиям реализации образовательной программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым). Соответственно необходима работа не только по изучению вопроса как реализовать ФГОС ДО, но и работа с теми, кто будет его реализовывать.
С введением нового Закона об образовании разрабатываются и новые профессиональные стандарты педагога, в соответствии с которыми будет организована подготовка молодых кадров – студентов педагогических колледжей и учреждений высшего профессионального образования. 
На базе Московского областного центра дошкольного образования при МГОГИ успешно функционирует «Школа руководителей ДОУ». В 2013 году практически все руководители МДОУ нашего города проходят обучение по теме «Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях». Воспитатели сегодня обучаются на курсах повышения квалификации в разных образовательных учреждениях (211 человек в ГОУ ВПО МГОГИ, 25 – в Орехово-Зуевском социально - гуманитарном колледже). Программы повышения квалификации, так или иначе, затрагивают вопросы, связанные с введением ФГОС и обучением педагогов работе «по-новому». В нашем городе эта проблема решается в рамках методических объединений педагогов, особый акцент ставиться на самообразование воспитателей. В Муниципальном методическом центре готовится для использования в региональной сети повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений программа подготовки воспитателей к работе по реализации Стандарта. Надеемся, что эта программа получит положительную рецензию Академии социального управления, в первой половине 2014 года успешно пройдёт сертификацию экспертного совета и будет включена в реестр программ дополнительного образования, а с сентября 2014 года педагоги смогут начать обучение по этой программе. 
8. Новый стандарт повысит или понизит затраты родителей на детские сады? По какому принципу эти затраты будут распределяться?
Предстоит работа не только с кадрами, но и работа по обеспечению, соответствующего Стандарту, материально-технического оснащения образовательного процесса, без которого не возможна реализация образовательной программы дошкольного образования. Стандарт предъявляет требования и к финансовому обеспечению программы. Это значит, что программы, разрабатываемые учёными по ФГОС, будут описывать финансовые затраты на реализацию данной программы. Программы будут разные: предполагающие минимальные или, наоборот, серьёзные вложения в её обеспечение. И от того какую программу (самую хорошую, наполненную современным содержанием, оптимальную для детей) выберет дошкольное учреждение и его родители, будут соответственно зависеть затраты на её реализацию: будет ли она целиком окупаться вложениями областного и муниципального бюджета или потребует дополнительных средств. 
9. Как в Орехово-Зуеве (в Управлении образования и в детских садах) относятся к введению нового образовательного стандарта для дошкольников?
10. Когда новый стандарт окончательно вступит в силу? Будет ли пилотный период для того, чтобы "опробировать" нововведение?
28 августа 2013 года подписан Проект ФГОС дошкольного образования, который с ноября 2013 года будет апробирован в пилотных дошкольных учреждениях по всей России. Москва и Московская область примут непосредственное участие в этой работе. В нашем городе четыре дошкольных учреждения (МДОУ № 1,11,12,30), которые уже год участвуют в экспериментальной работе по созданию системы социального партнёрства с родителями Федерального института развития образования, станут пилотными учреждениями по апробации Проекта Стандарта. Мы надеемся, что в этих дошкольных учреждениях апробация пройдёт успешно, так как участие в эксперименте привело педагогов и родителей к пониманию важности реализации таких принципов Стандарта как:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений (теперь ребёнок не объект, который мамы, папы, воспитатели обучают и воспитывают, а полноправный творец своего «Я»);
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (взрослый не указывает ребёнку чем заниматься, а создаёт условия для того, чтобы у ребёнка возникло желание заниматься каким либо делом);
- сотрудничество детского сада с семьёй (родители и педагоги – партнёры, а не две стороны, акцентированные каждая на решении своих задач. Они вместе ищут пути решения проблем) и др.
По результатам апробации в Стандарт могут быть внесены дополнения и изменения. С января 2014 года он вступит в силу, однако дошкольные учреждения ещё будут работать по уже имеющимся программам одновременно перерабатывая их в соответствии с ФГОС ДО и на основе новых появляющихся примерных программ, изучая и внедряя основные положения ФГОС и опыт пилотных учреждений.
Введение ФГОС дошкольного образования вопрос непростой. Всё новое всегда пугает. Да, будет трудно. Но меняется время, меняется ребёнок, а следовательно, необходимо не только изменить отношение к нему, но и самим измениться: педагогам, родителям, всем, кто окружает малыша. Даже дворнику дяде Саше надо понять, что он тоже часть этого хрупкого, но очень стройного и важного в жизни будущего Человека, МИРА ДЕТСТВА.